1. Вид с Театральной площади на восточные фасады реконструированной гостиницы “Four Season Hotel Moscow” («Москва») и торговой галереи «Москва».
Театральная площадь названа в 1829 г. по находящимся в этой местности зданиям Большого и Малого театров. Старое название: Петровская площадь (начало XIX века), по проходившей через неё Петровской улице (улица Петровка). В 1919-1990 гг. называлась: площадь Свердлова, в честь председателя ВЦИК Я. М. Свердлова.
Расположен на пересечении улиц Охотный ряд, Петровка, Копьевского переулка и Театрального проезда; примыкает к площади Революции.
Площадь от Большого театра до Китайгородской стены создана в 1825 году.
На площади находятся здания Большого театра 1825 г. (дом № 2, архитекторы А. А. Михайлов, О. И. Бове; перестройка после пожара 1853 г. архитектора А. К. Кавоса), Малого театра 1820-х гг. (дом № 1/6, архитекторы О. И. Бове и А. Ф. Элькинский, перестройка 1840 г. архитектора К. А. Тона и 1947 г. архитектора А. П. Великанова). В 1835 г. на площади был установлен фонтан (скульптор И. П. Витали), позже передвинутый севернее. В 1929 г. перед зданием Малого театра установлен памятник А. Н. Островскому (скульптор Н. А. Андреев, архитектор И. П. Машков). В 1961 г. в сквере, разделяющем Театральную площадь и площадь Революции, установлен памятник Карлу Марксу (скульптор Л. Е. Кербель, архитекторы Р. А. Бегунц, Н. А. КР вальчук, В. Г. Макаревич, В. М. Моргулис)*.
2. Театральная площадь. Элементы рождественской ярмарки «Город ангелов» и главный фасад Большого театра.
3. Театральная площадь. Одно из шале на рождественской ярмарке «Город ангелов».
4. Театральная площадь. Элементы рождественской ярмарки «Город ангелов» и главный фасад Большого театра.
Большой театр (Театральная пл., 2/7), театральное здание в стилистике ампира. Большой театр берёт свое начало от театра М.Е. Медокса, созданного в 1776 году. Здание этого театра, выстроенное в 1780 году, выходило фасадом на Петровку, отчего он также именовался Петровским театром. В 1805 году это здание сгорело, и в 1821-1824 годах на его месте по проекту О.И. Бове и А.А. Михайлова было возведено монументальное здание в стилистике ампира. Театр, получивший статус императорского, открылся 6 января 1825 года прологом «Торжество муз» на музыку А.А. Алябьева и А.Н. Верстовского. В 1853 году это здание сгорело, и его восстановление было поручено известному строителю театральных зданий, обрусевшему итальянцу А.К. Кавосу. Используя уцелевшие стены и монументальный восьмиколонный портик, Кавос возвел новое здание, увеличив объем зрительного зала. Шестиярусный зал Большого театра благодаря специальной деревянной «деке», расположенной за расписным плафоном, по своей акустике является одним из лучших в Европе. В интерьерах Большого театра сочетаются светлые стены, золотая лепнина и малиновые драпировки мебели, что придаёт им особую пышность и торжественность. Первоначально, здание театра украшала гипсовая квадрига Аполлона. Эта скульптура погибла в пожаре 1853 года, и была заменена бронзовой работы П.К. Клодта.
5. Вид с Театральной площади на гостиницу «Метрополь» (Театральный пр., д. 2).
Гостиница «Метрополь» (Охотный ряд, 1), гостиничный комплекс в стилистике модерна. Идея создания подобного комплекса принадлежала крупному предпринимателю и меценату С.И. Мамонтову, создавшему и возглавившему «Северное домостроительное общество». Первоначально планировку будущего комплекса, включая и существовавшие на этом месте здания, осуществил в 1898 г. архитектор Л.Н. Кекушев. В следующем году был объявлен международный конкурс на проект фасада «Метрополя», на котором первую премию получил проект Кекушева. Однако за основу был взят другой проект - шотландского архитектора В.Ф. Валькота, получивший четвертое место. В оформлении фасадов «Метрополя» по инициативе С.И. Мамонтова принимали активное участие художники и скульпторы, входившие в Абрамцевский художественный кружок - М.А. Врубель, А .Я. Головин и химик-керамист П.К. Ваулин. Фасады «Метрополя» явились своеобразным художественным манифестом нового стиля, демонстрируя свойственный модерну синтез искусств. Майоликовые панно «Принцесса Греза» Врубеля (со стороны Неглинной улицы), «Поклонение Божеству», «Поклонение Природе», «Жизнь» и другие, выполненные по эскизам Головина и С.В. Чехонина, были созданы в Абрамцевской керамической мастерской. Они украшают верхнюю часть протяженных фасадов «Метрополя», а ниже расположен скульптурный фриз Н.А. Андреева «Времена года». Фасад «Метрополя» украшала майоликовая надпись со словами Ф. Ницше: «Опять старая истина: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». В 1920-е гг. её дополнила идеологически выдержанная надпись: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнёта капитала. В.И. Ленин». По мысли Мамонтова, «Метрополь» должен был стать многофункциональным гостиничным и культурным центром. В него должны были входить выставочные залы, рестораны, магазины и даже помещение оперного театра, превышавшее по объёму Венскую Оперу. Однако проект оперного театра не был воплощён, зато в 1906 г. здесь открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр «Театр Модерн». Отделка внутренних помещений «Метрополя» была выполнена в различных стилях (в неорусском, неоклассическом и др.); в её создании участвовали архитекторы И.В. Жолтовский и А.Э. Эрихсон. После Октябрьской революции в «Метрополе» разместился 2-й Дом Советов. Здесь жили партийные и государственные деятели, находились различные учреждения. До 1919 г. во 2-м Доме Советов заседал ВЦИК. В конце 1920-х гг. «Метрополь» вновь стал гостиницей; в 1990-х гг. была проведена реконструкция здания.
6. Вид на стр. 1 и 2 дома 3/6/5 по улице Петровка.
Улица Петровка, д. 3/6/5 стр. 1 (слева) - главный дом бывшей усадьбы Хомяковых.
Построен по проекту О. Бове. В нём жил известный публицист, философ и математик А.С. Хомяков, которого посещали здесь А.С. Пушкин, А. Мицкевич, Н.В. Гоголь и др. У Хомякова жили Н.М. Языков и Б.Н. Чичерин.
Улица Петровка, д. 3/6/5 стр. 2 - бывший доходный дом А.С. Хомякова с магазином «Мюр и Мерилиз».
7. Вид на восточный фасад дома 3/6/5 стр. 2 по улице Петровка.
Бывший доходный дом А.С. Хомякова с магазином «Мюр и Мерилиз».
Современное угловое здание построено в 1900 г. по проекту И.А. Иванова-Шица. В 1931 г. дом был надстроен двумя этажами. Фасад богато украшен скульптурными и декоративными деталями, заимствованными из греческой классики. Во внешнем облике доходного дома также выделяются большие окна и доминирующие членения, подчёркнутые использованием различных материалов — камня, штукатурки и керамической плитки. В композиции здания акцентирована его угловая часть, в которой устроен гранёный эркер со входом, увенчанным полуротондой во втором этаже и служащей, в свою очередь, балконом третьего этажа. Надстройка здания значительно исказила его первоначальный облик и художественную целостность. Частично сохранилась первоначальная отделка входного вестибюля со стороны Кузнецкого Моста.
Планировка здания изначально предусматривала серию зальных помещений, легко приспосабливаемых для конторских или торговых целей. Первый этаж здания занимал банк Г. Волкова с сыновьями, на втором и третьем этажах находился мебельный отдел магазина «Мюр и Мерилиз», ряд других контор. Часть помещений сдавались под комфортабельные квартиры.
В советское время в здании размещались трест «Текстильимпорт», Московское отделение здравоохранения (1920-е гг.), затем Наркомвод СССР, Министерство речного флота РСФСР, Ассоциация советских международных автомобильных перевозчиков, Главное управление международных автомобильных сообщений (Совтрансавто). В разное время в доме жили: оперный певец Н.А. Шевелёв, артисты МХТ Л.М. Леонидов и М.П. Болдуман, исследователь и писатель В.А. Обручев.
В настоящее время бóльшую часть здания занимает Государственная служба речного флота России. На углу с Петровкой находится ресторан группы компаний А. Новикова «Большой».
8. Улица Кузнецкий мост, напротив ЦУМа. Шале рождественской ярмарки «Пиноккио».
9. Улица Кузнецкий мост, напротив ЦУМа. Рождественская ярмарка «Пиноккио».
10. Улица Кузнецкий мост, напротив ЦУМа. Карусель на рождественской ярмарке «Пиноккио».
11. Улица Кузнецкий мост, напротив ЦУМа. Новогодняя ёлка на рождественской ярмарке «Пиноккио».
12. Улица Кузнецкий мост, между Петровкой и Большой Дмитровкой. Шале рождественской ярмарки «Лукоморье», у улицы Петровка.
13. Улица Кузнецкий мост, между Петровкой и Большой Дмитровкой. Ёлка на рождественской ярмарке «Лукоморье», у улицы Петровка.
14. Улица Кузнецкий мост, вид в сторону Большой Дмитровки от д. 5. Рождественская ярмарка «Лукоморье».
Улица Кузнецкий Мост названа в XVIII в. по находившимся в этой местности до 1819 г. Кузнецкому мосту через реку Неглинную и слободе кузнецов и конюхов Пушечного двора конца XV-XVII веков. Старое название (части улицы): Введенская улица (XVII век), по находившейся в этой местности с 1517 г. церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы (уничтожена в 1925 г.).
Проходит от улицы Большая Дмитровка до улицы Большая Лубянка.
О прошлом улицы писал в 1838 г. М.Н. Макаров: «Всегда красива была гора Кузнецкая, древний народ московский звал её Неглинным верхом. С неё сматривал на Кремль златоглавый, в последний раз прощаясь с Москвой, ходок или гонец, отправляющийся в пути дальние, в дорогу лесную к Костроме, к Вологде… Долго жило предание в рассказах стариковских, как тут же после стоял длинный ряд кузниц, домишки кузнецов, их задворицы, их огороды с капустой, репой, с горохом. Всё это был ландшафт бедный, грязный, чёрный! И лучше была Кузнецкая горка, когда ее кликали Неглинным верхом. Тогда она была дика, пустынна - земля нерастленная!»
С начала XIX века на улице появляются магазины модных товаров и предметов роскоши, главным образом французские. Об изменениях, произошедших здесь к началу XX века, пишет П.И. Богатырёв: «На Кузнецком мосту осталось до наших дней мало старинных магазинов: Швабе - оптический магазин, Гутхейля - музыкальный, Готье - иностранных книг, а также и нот, да ещё кондитерская Трамбле, переведённая с угла Ниглинной на угол Петровки. Теперь Кузнецкий мост утратил до некоторой степени своё значение. Выстроены прекрасные новые ряды и пассажи, и „соблазн” Кузнецкого моста разошёлся по многим московским улицам».
На рубеже XIX и XX веков улица застраивается доходными домами. Среди них выделяется выстроенный в 1904 г. в стиле модерн доходный дом М.В. Сокол (дом № 3, архитектор И.П. Машков), украшенный декоративным майоликовым панно с морским пейзажем (художник Н.Н. Сапунов), керамикой Абрамцевского гончарного завода и оригинальными лепными украшениями над входом. Здесь в 1898 г. выстроено здание магазина Торгового дома «Мюр и Мерилиз» (дом № 19, архитектор Р.И. Клейн), в 1900 г. - доходный дом А.С. Хомякова с ещё одним магазином Торгового дома «Мюр и Мерилиз» и банком «Г. Волков и сыновья» (дом № 6/5/13, архитектор И.А. Иванов-Шиц), в 1903 г. выстроен в стиле модерн доходный дом А.С. Хомякова с парикмахерской «Базиль» в нижнем этаже (дом № 6/5/13, правая часть, архитекторы И.А. Иванов-Шиц, М.К. Геппенер).
Здесь находятся Высшая школа изящных искусств (дом № 9/10, строение 2), Московский дом художника (дом № 11).
15. Улица Большая Дмитровка. Вид от улицы Кузнецкий мост в сторону Столешникова переулка.
Улица Большая Дмитровка названа в XV в. по находившейся в этой местности Дмитровской слободе. В XVII веке называлась: Юрьевская улица, по известному в этой местности с XVI века Георгиевскому девичьему монастырю (сгорел в 1812 г.). В 1937-1993 гг. называлась: Пушкинская улица, в честь поэта А. С. Пушкина, памятник которому находится поблизости.
Проходит от улицы Охотный ряд до Страстного бульвара.
Дмитровская слобода была основана в конце XIV века выходцами из города Дмитрова (отсюда название), переселившимися в Москву. Располагалась вдоль большой торговой дороги в город Дмитров в пределах Земляного города. В XVI веке земли слободы, расположенные ближе к центру, начали заселяться знатью. Из старой Дмитровской слободы выделилась Малая Дмитровская слобода, а затем за пределами Земляного города возникла Новая Дмитровская или просто Новая слобода (см. Новослободская улица).
В начале улицы находится дом Благородного собрания 1787 года, перестроенный из здания 1-й половины XVIII века (№ 1/10). Напротив дом 1821 г. (№ 2), где в 1869 г. собирался Артистический кружок, членами которого были не только знаменитые артисты, но и А.Н. Островский, А.Ф. Писемский, П.И. Чайковский. Далее следует ряд перестроенных усадебных домов XVIII века. Даже на вид современное здание прокуратуры РФ (№ 15а) на самом деле - дом 1824 года, принадлежавший генерал-губернатору князю Д.В. Голицыну. В конце улицы в 1827 г. было выстроено большое здание Университетской типографии (№ 34/10, архитектор А.Г. Григорьев). С 1860-х гг. улица стала застраиваться доходными и торговыми домами. Здесь выстроены доходные дома: в 1893 г. - церкви Григория Богослова (дом № 30, архитекторы Л.Н. Кекушев, С.И. Тихомиров), в 1898 г. (дом № 5, архитектор И.Г. Кондратенко), в 1905 г. - Акционерного общества «Частный ломбард» (дом № 22, архитектор А.В. Иванов) и А.М. Михайлова (дом № 11, архитектор А.Э. Эрихсон), в 1911 г. (дом № 20, во дворе, архитектор К.Л. Розенкампф). Кроме того, здесь продолжали строить особняки. Например, в 1885 г. для виноторговца О.П. Леве (№ 24, архитектор П.П. Зыков). Появились дешевые гостиницы (дом № 10), театр Н.Н. Солодовникова, ныне занимаемый Московским театром оперетты (дом № 6, архитектор К.В. Терской). В советское время появились здания Центрального партийного архива (дома № 21/7, № 15), Госстроя СССР, ныне занимаемое Федеральным собранием РФ (дом № 24).
16. Улица Большая Дмитровка. Новогодний декор, напротив д. 10 стр. 4. Вид от улицы Кузнецкий мост.
17. Улица Большая Дмитровка. Виды от улицы Кузнецкий мост в сторону Георгиевского переулка.
18. …
* По материалам энциклопедий:
«Москва. Все улицы, площади, бульвары, переулки» (М.: Алгоритм, Эксмо, 2009) и
«Москва. Все культурные и исторические памятники» (М.: Алгоритм, Эксмо, 2009),
а также портала “
Wikimapia”